Анализ деятельности государственного казенного учреждения здравоохранения
«Краевой психоневрологический дом ребенка»
за 2017 - 2019 гг.
Дом ребенка – государственное лечебно-профилактическое учреждение системы здравоохранения, предназначенное для оказания медицинской помощи с использованием современных технологий воспитания, психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с последующим устройством их в семьи (усыновление/удочерение, опека, приемная семья). Дома ребенка занимают особое место в системе общественного воспитания детей раннего возраста. Являясь начальной ступенью системы воспитания, эти воспитательно-оздоровительно-реабилитационные учреждения призваны временно заменить детям семью и обеспечить своевременное всестороннее развитие детей. В доме ребенка воспитываются дети от рождения до четырех лет. Контингент детей, воспитывающихся в домах ребенка, отличается определенной спецификой: чаще всего это дети, лишенные попечения родителей, с неблагоприятным социальным и биологическим анамнезом, с отягощенным генетическим фоном. Особенности условий жизни в доме ребенка: отсутствие близких родных людей, ограниченность получаемых впечатлений, постоянное пребывание в коллективе – все это влияет на поведение, развитие и здоровье детей.
Цель деятельности ГКУЗ «КПДР» — начальный этап реабилитации социально незащищенных детей раннего возраста, в том числе детей-инвалидов, подготовка детей к интеграции их в семьи, учреждения образования и социальной защиты.
Задачи ГКУЗ «КПДР»:
- содержание детей на основе полного государственного обеспечения;
- обеспечение защиты прав детей в период их пребывания в доме ребенка;
- создание детям благоприятных условий, приближенным к домашним, способствующим умственному, эмоциональному и физическому развитию личности;
- обеспечение охраны и укрепления здоровья детей, медико- социальной помощи, комплексной медико-психологической и педагогической реабилитации, их социальной адаптации;
- поддержание и сохранение контактов с родителями (законными представителями), родственниками детей и иными гражданами.
Государственное казенное учреждение здравоохранения «Краевой психоневрологический дом ребенка» создано в соответствии с Уставом, утвержденным распоряжением департамента имущественных отношений Приморского края от 29.03.2011 № 270-р. ГКУЗ «КПДР № 1» переименован в ГКУЗ «КПДР» с 08.04.2011. Имеет два филиала на основании распоряжения администрации Приморского края от 22.12.2010 № 698-ра «О реорганизации государственного учреждения здравоохранения «Краевой психоневрологический дом ребенка № 1», распоряжения департамента имущественных отношений приморского края от 31.12.2010 № 630-ра «О реорганизации государственного учреждения здравоохранения «Краевой психоневрологический дом ребенка № 1» в форме присоединения к нему государственных учреждений здравоохранения «Краевой психоневрологический дом ребенка №2» и «Краевой психоневрологический дом ребенка № 3».
Филиал № 1 ГКУЗ «КПДР» расположен в городе Уссурийск, ул.Некрасова, 90 б и рассчитан на 80 коек.
Филиал № 2 ГКУЗ «КПДР» расположен в городе Артем, ул.Ленина, 3/1 и рассчитан на 110 коек.
ГКУЗ «КПДР» расположен в городе Владивосток, ул. Окатовая, 46 и рассчитан на 80 коек.
Общее количество коек 270, всего проведено на койках 63725 койко-дня, что составило 68 %,среднегодовая койка составила 236 дней; оборот койки – 0,8; средняя длительность пребывания больного на койке – 287.
На 01.01.2019 в Учреждении 178 детей, в т.ч. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – 104, доля детей первого года жизни составляет 16,9%, детей инвалидов – 11,8%.
В доме ребенка и его филиалах разработан социальный паспорт Учреждения, имеется база данных воспитанников домов ребенка, социальная карта воспитанника Учреждения с индивидуальным планом защиты интересов ребенка.
На вновь поступающих воспитанников врачами, педагогами и социальными работниками составляется адаптационная программа, затем проводится диагностика физического и нервно-психического развития, полученные данные обсуждаются на медико-педагогической комиссии, составляется программа медико-педагогической реабилитации и социально-нравственного развития каждого ребенка, которая корректируется по эпикризным срокам. Внутренний контроль качества оказания медико-социально-педагогической помощи проводят заместитель главного врача по медицинской работе, заместители главного врача по работе в филиалах и старшие воспитатели, данные фиксируются в соответствующих журналах. Анализ деятельности Учреждения основывается на характеристике использования всех ресурсов: кадровых, материальных, финансовых.
Характеристика сети домов ребенка
Реконструкция зданий домов ребенка не проводилась. В ГКУЗ «КПДР», включая филиалы, в 2017-2019 гг. были проведены текущие ремонты групповых помещений, кабинетов, отопительной системы, установлены металлопластиковые окна. За отчетный период проведен ремонт пищеблока и подвальных помещений, а также монтаж автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения.
За отчетный период приобретены семь фармацевтических холодильников для хранения лекарственных средств, стерилизаторы для детских бутылочек, весы детские.
На пищеблоке цех готовой продукции оборудован бактерицидным облучателем-рециркулятором; проведена замена моечных ванн, приобретены два производственных стола, ларь морозильный, электромясорубка, машина сушильная, водонагреватель, холодильник бытовой.
Приобретена новая оргтехника. Установлена система наружного видеонаблюдения с целью обеспечения безопасности нахождения воспитанников и сотрудников Учреждения.
Все подразделения Учреждения обеспечены автотранспортом. Оснащенность мебелью, технологическим оборудованием, мягким инвентарем, средствами ухода, дезинфекции, реабилитации, медицинской техникой осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных средств.
Социальный состав воспитанников
2017 г. | 2018 г. | 2019г. | |
Поступившие от родителей (абс.ч/%) |
93/49,5 | 75/44,6 | 74/41,6 |
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (абс.ч/%) | 95/50,5 | 93/55,4 | 104/58,4 |
Количество детей поступивших от родителей на временное пребывание и детей оставшихся без попечения родителей на протяжении трех лет сохраняется на одном уровне.
За прошедший год проведена большая работа по определению правового статуса воспитанников. Неблагополучные родители, уклоняющиеся от выполнения родительских обязанностей, в судебном порядке были лишены родительских прав, либо ограничены. На вновь поступающих воспитанников врачами, педагогами и социальным работником составляется адаптационная программа, затем проводится диагностика физического и нервно-психического развития, полученные данные обсуждаются на медико-педагогической комиссии, составляется программа медико-педагогической реабилитации и социально-нравственного развития каждого ребенка, которая корректируется по эпикризным срокам. Внутренний контроль качества оказания медико-социально-педагогической помощи проводят заместители главного врача по работе в филиалах и старшие воспитатели, все фиксируется в соответствующих журналах.
Причины направления в дом ребенка (в абс./%)
2017г. | 2018г. | 2019г. | ||||
Абс.ч | % | Абс.ч | % | Абс.ч | % | |
Лишение родительских прав | 20 | 10,8 | 20 | 10,8 | 13 | 4,0 |
Согласие на усыновление | 2 | 1,1 | 5 | 2,7 | 2 | 0,9 |
Осуждены | 6 | 3,2 | 7 | 3,8 | 6 | 2,6 |
Социальная помощь\соглашение | 67 | 36,0 | 75 | 40,3 | 91 | 39,2 |
Оставлены в роддоме | 10 | 5,4 | 13 | 7,0 | 8 | 3,4 |
Изъяты из семьи | 5 | 2,7 | 7 | 3,8 | 22 | 9,5 |
Сироты | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0,4 |
Прочее | 38 | 20,4 | 19 | 10,2 | 13 | 5,6 |
По ранней помощи | – | – | – | – | 4 | 1,7 |
По акту полиции | 38 | 20,4 | 40 | 21,5 | 72 | 31,0 |
В 2019 году количество поступивших детей по сравнению с 2018 годом, увеличилось на 46 детей. С августа 2019 года в филиале №1 г. Уссурийска оказывает услугу ранней помощи. Поступило на оказание данной услуги 4 ребенка, после окончания срока пребывания выбыли в биологические семьи, с положительной динамикой развития, специалистами дома ребенка даны рекомендации семьям. Значительную часть поступивших воспитанников составляют дети, имеющие родителей, но оставшиеся без их попечения по социальным причинам; что составило 39,2% от общего числа поступивших детей. По акту полиции поступило 72 ребенка, это 31% от общего числа поступивших детей. В сравнении с 2018 годом это на 9,5% больше.
Распределение по социальным группам детей, выбывших ( абс.ч/%)
2017г. | 2018г. | 2019г. | ||||
Абс.ч | % | Абс.ч | % | Абс.ч | % | |
Передано в биологическую семью | 68 | 37,2 | 93 | 45,1 | 92 | 41,4 |
Передано на усыновление | 20 | 10,9 | 11 | 5,3 | 6 | 2,7 |
Российское усыновление | 0 | 0 | 1 | 0,5 | 0 | |
В т.ч. на межгосударственное | 20 | 10,9 | 10 | 4,9 | 6 | 2,7 |
Передано под опеку и в приемную семью | 66 | 36,1 | 83 | 40,3 | 85 | 38,3 |
Передано в учреждения образования | 22 | 12,0 | 9 | 4,4 | 29 | 13,1 |
Передано в систему соцобеспечения | 7 | 3,8 | 10 | 4,9 | 10 | 4,5 |
Всего выбыло | 183 | 206 | 222 |
Приоритетной формой определения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является семья. В 2019 году обрели семь 91 ребенок, из них усыновлено 6 детей. По-прежнему, кандидатами в усыновители предпочтение отдается установлению опеки на возмездной основе (85 детей) – это 38,3 %. Обретение ребенком-сиротой семьи (биологической или приемной) – одна из основных задач персонала дома ребенка и работников органов опеки и попечительства.
С целью развития семейных форм устройства детей-сирот, формирования положительного общественного мнения к «усыновлению без тайны» активно привлекаются средства массовой информации: рубрики в газетах города, участие в телепередачах. В 2018 году в рубрике «Будем вмести» в передаче «Дорога домой», «Телемикс», на сайте журнала «Мамино чудо», газета «Уссурийские новости» размещена информация о 18 воспитанниках, из них 6 детей были определены в семьи после выхода сюжетов. В 2019 году в рубрике «Будем вместе» в передаче «Телемикс» показано 9 сюжетов о 12 воспитанниках, из них 4 детей были определены в семьи после выхода сюжета.
Администрацией дома ребенка проводится работа по восстановлению родителей несовершеннолетних воспитанников в родительских правах (статья 72 СК РФ). За отчетный период, восстановлены в родительских правах шесть родителей (ст. 73 СК РФ).
Специалистами дома ребенка проводится работа по профилактике отказа от детей. Родители несовершеннолетних воспитанников приглашаются на беседы и консультации, на которых им разъясняются права и обязанности в отношении малолетних детей (статьи 64-75 СК РФ). Консультации и беседы проводятся заместителями главного врача по работе в филиалах, врачами-педиатрами, педагогом-психологом, специалистами по социальной работе. Кроме того, по телефону проводятся консультации с родителями, которые временно поместили детей в Учреждение.
Многие родители навещают своих детей, привозят предметы личной гигиены, памперсы, игрушки и сладости.
Проводимая работа с биологическими родителями, позволила вернуть в семью 92 ребенка, что на 24 воспитанника больше чем в 2017 г., по сравнению с 2018 годом практически на одном уровне.
В домах ребенка введены и укомплектованы должности специалистов по социальной работе. В рамках медико-социального патронажа в домах ребенка осуществляется социально-диагностическая работа и организационные мероприятия, включающие переписку по розыску родителей, переписку с осужденными родителями, оформление документации на детей, передаваемых в семьи, оформление пенсионных документов воспитанников, участие в заседаниях судов, работа по защите прав детей, проведение разъяснительной работы с сотрудниками учреждения по вопросам охраны прав и интересов воспитанников и пр. В своей работе специалисты по социальной работе руководствуются законами Российской Федерации, семейным кодексом и регламентирующими приказами отраслевых Министерств.
Анализ устройства детей в семью
российское усыновление | международное усыновление | Опека, приемная семья | |
2017 | 0 | 20 | 66 |
2018 | 1 | 11 | 83 |
2019 | 0 | 6 | 85 |
Медицинское обеспечение трехступенчатое: врачи-педиатры → врачи-специалисты →медицинские сестры.
Диспансеризация воспитанников домов ребенка осуществляется ежегодно, дети осматриваются узкими специалистами, по показаниям с диагностической и лечебной целью используются дополнительные методы исследования: ЭЭГ, УЗИ внутренних органов, нейросонография, параклинические методы исследований (согласно регламентирующим приказам Минздравсоцразвития России, в т.ч. от 15.02.2013 № 72н). Нуждающиеся в высокотехнологичной медицинской помощи получают ее в Краевом клиническом центре специализированных видов медицинской помощи (материнства и детства), в медицинском центре ДВФУ, а также в ФГБУ «Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии» (г.Хабаровск).
Информация по результатам диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в сравнении за три года
2017год | 2018год | 2019год | |
Подлежало осмотру детей всего | 186 | 181 | 167 |
Осмотрено детей всего | 185 | 180 | 167 |
Из них пролечено в условиях детского учреждения | 185 | 180 | 167 |
Пролечено в муниципальной поликлинике | – | – | 1 |
Пролечено в муниципальной больнице | – | – | |
Пролечено в краевом лечебном учреждении
|
24 | 57 | 30 |
Пролечено в стационаре Федерального уровня | 2 | 8 | 4 |
Пролечено в санатории | – | – | – |
Дополнительно обследовано всего | 50 | 84 | 87 |
В том числе
-в муниципальном лечебном учреждении |
13 | 27 | 38 |
-в краевом лечебном учреждении | 50 | 84 | 61 |
– в Федеральном лечебном учреждении | 1 | 8 | 9 |
Выполнена индивидуальная программа реабилитации
детям инвалидам: в полном объеме |
30 | 33 | 21 |
В домах ребенка внедрены индивидуальные программы медико-педагогической реабилитации воспитанников, в том числе и детей-инвалидов. Используются современные медико-педагогические технологии восстановительного лечения и реабилитации: фармакотерапия (витаминотерапия, орошение носоглотки асептическими растворами, кислородотерапия и пр.; физиотерапия, в т.ч. светолечение «Биоптроном», электрофорез по А.Ю.Ратнеру: массаж, ЛФК, занятия на мяче Бобота; пассивная и активная кинезотерапия; релаксирующие занятия в помещении с элементами «сенсорной комнаты»; психологопедагогическая коррекция, в т.ч. кондуктивная терапия; педагогические методы реабилитации: раннее сенсорное развитие по Д.К.Монтессори, принципы валеологии, программы «Кроха», «Радуга» и др. Развивающая среда приоритетно построена к среде комфорта – домашней среде, обеспечивающая безопасность, привитие навыков здорового образа жизни. Для коррекции эмоционально-волевой сферы специалистами учреждений используются различные способы формирования позитивных социальных отношений между ребенком и взрослым.
Анализ педагогической реабилитации (абс.ч./%)
2017 | 2018 | 2019 | |
188 | 168 | 178 | |
Всего охвачено | 17 | 5 | 8 |
Достигли возрастного уровня | 54 | 55 | 44 |
Значительно улучшили свои показатели | 91 | 85 | 102 |
Улучшили | 26 | 22 | 24 |
Остались на прежнем уровне | 0 | 0 | 0 |
Анализ демонстрирует эффективность проводимой педагогической реабилитации в домах ребенка, так количество детей достигших возрастного уровня составляет 4,5 %. Значительно улучшили свои показатели 44 воспитанника. В процессе осуществления обучения и воспитания воспитанников домов ребенка используются в достаточном объеме игры, развивающие речевую активность, внимание и слуховое восприятие, мышление, речевое дыхание; социальные игры, сенсорные развивающие игры, формирующие двигательную активность и др. Разнообразен материал, из которого изготовлены пособия (дерево, пластмасса, резина, ткани различной фактуры). Пособия соответствуют возрасту детей, удобны для использования, соответствуют эстетическим и гигиеническим требованиям, а также требованиям безопасности для игрушек, используемых детьми раннего возраста.
Педагогический коллектив дома ребенка изучает и внедряет в свою работу современные технологии воспитания и развития воспитанников. Успешно используются и дают положительный результат следующие технологии:
- проектный метод;
- метод моделирования во всех видах коррекционно-педагогической работы;
- артпедагогика нового времени;
- интегративные, комплексные занятия педагогики нового времени;
Эффективность методов коррекционно-дефектологического воздействия
Владивосток | Артем | Уссурийск | Итого | |
Всего охвачено | 50 | 78 | 24 | 152 |
Достигли возрастного уровня | 3 | 0 | 3 | 6 |
Значительно улучшили показатели интеллектуального развития | 18 | 5 | 7 | 30 |
Улучшили | 26 | 50 | 14 | 90 |
Остались на прежнем уровне | 3 | 23 | 0 | 26 |
Снизили показатели | 0 | 0 | 0 | 0 |
Эффективность коррекционно-дефектологической работы обеспечивается систематическим и ранним ее осуществлением с учетом дифференцированного подхода в зависимости от структуры нарушения, а также тесным сотрудничеством специалистов учреждения. В результате проведенной работы учителями-дефектологами уровень развития детей улучшается, правильно формируются навыки в результате целенаправленных воспитательных, обучающих и коррекционных воздействий. Проведенный анализ показывает, что осуществленная за истекший период времени работа сотрудников дома ребенка многогранна, направлена на улучшение здоровья.
Повышение профессионального уровня учителя-дефектологи осуществляют постоянно в течение года с использованием ресурсов интернета, изучения периодической и специальной литературы, обучение на курсах повышения квалификации проходят один раз в 3 года.
В соответствии с планом повышения квалификации медицинских работников на 2019 год прошли обучение на циклах профессиональной переподготовки и повышения квалификации 15 медицинских работников: четыре врача по
специальности «Педиатрия» и один врач — «Организация здравоохранения и общественное здоровье» и один — «Эпидемиология» (6 врачей), три медицинских сестры прошли профессиональную переподготовку по специальности
«Физиотерапия», на циклах повышения квалификации обучились 3 человека по специальности «сестринское дело в педиатрии», один человек – «диетология»,
«медицинский массаж» – два человека, всего обучение прошли 9 медицинских сестер. Сертификация врачей составляет 93 % (один врач-педиатр находится в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет), среднего медицинского персонала – 97 % (два человека не имеют сертификаты по объективным причинам: один человек находится в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет, один имеет свидетельство о прохождении курсов медицинских сестер Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР). Имеют квалификационные категории 40 % врачей и 39 % средних медицинских работников.
Квалификационные категории имеют: Врачи – 6 человек (40 %), в том числе: высшую – 4, первую – 2.
Средние медицинские работники – 30 человек (39 %), в том числе: высшую – 19, первую – 11.
В Учреждении работает 97 педагогических работников, из них с высшим образованием 36 человек (37 %), средним профессиональным – 56 человек (58 %), всего от общего числа педагогов квалификационные категории имеют 60 человек (высшую – 34 человека, первую – 26 человек), что составляет 62 %.
Средний возраст педагогических работников – 53 года. Педагогов возрастом 50 лет и больше 60 % (58 человек), до 36 лет всего 6 человек, что составляет 6,1 % от общего числа педагогов.
На 31 декабря 2019 г. существует потребность во враче-неврологе и двух медицинских сестрах палатных. Также из-за отсутствия основных работников (отпуска, временная нетрудоспособность) в Учреждении существует потребность во временных работниках.
Информация о наличии вакансий подается в КГБУ «Приморский Центр занятости населения», на интерактивный портал Департамента труда и социального развития
Приморского края (soctrud.primorsky.ru), на сайты hh.ru, FarPost.ru., trudvsem.ru («Работа в России»).
Работникам Учреждения предоставлено право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на основании Закона Приморского края «О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края».
Специалистами министерства здравоохранения уделяется много внимания повышению квалификации персонала. Ежегодно проводятся семинары для медицинских работников, педагогов и учителей-дефектологов (по плану).
На базе Владивостокского базового медицинского колледжа
и Приморского краевого института развития образования, организуются курсы повышения квалификации специалистов.
В целях улучшения условий и охраны труда работников дома ребенка, выполнены следующие мероприятия: В соответствии с нормативными документами проводятся инструктажи, обучение по охране труда, по пожарной безопасности, ГО и ЧС по программе проведения вводного инструктажа; программе проведения первичного инструктажа на рабочем месте; программе обучения по охране труда и экзаменационным билетам для проверки знаний требований охраны труда для работников; положению по обучению безопасности труда в форме индивидуальной стажировки на рабочем месте; по инструкциям по охране труда для работников, видам работ и безопасной эксплуатации медицинского и технологического оборудования, инструкциям по пожарной безопасности, ГО и ЧС. В соответствии с Законом Российской Федерации «О пожарной безопасности» от 21.12.94 г № 69-ФЗ, «Правилами противопожарного режима в Российской Федерации» от 25.04. 2012 г № 390, «Правилами пожарной безопасности для учреждений здравоохранения» (ППБО 07 – 91), для поддержания установленного противопожарного режима назначены ответственные лица за их пожарную безопасность в структурных подразделениях.
В целях обеспечения проведения эффективного административно-общественного контроля состояния условий и охраны труда разработано и утверждено «Положение о периодическом трехступенчатом контроле за состоянием условий и охраны труда». Руководители структурных подразделений совместно с уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда и специалистом по охране труда обеспечивают проведение I-й, II-й и III ступеней контроля согласно утвержденному Положению.
В 2019 году несчастных случаев в учреждении не зарегистрировано.
С целью обеспечения безопасных условий труда на рабочих местах. Сохранения жизни и здоровья работников в дополнение к принятым программам улучшения условий и охраны труда разработаны и утверждены программы «Нулевого травматизма» и Перечень мероприятий по ее реализации. Для улучшения условий и охраны труда работников, в текущем году осуществлены мероприятия с финансовыми расходами.
Проанализировав показатели работы дома ребенка, можно сделать вывод:
- Учреждение осуществляет свою деятельность на основании имеющейся лицензии на медицинскую и образовательную деятельность.
- С целью антитеррористической безопасности обеспечена круглосуточная охрана учреждения охранным агентством, установлены камеры внутреннего и наружного видеонаблюдения.
- Учреждение оказывает услугу по ранней помощи семьям имеющих детей с ОВЗ, находящихся в трудной жизненной ситуации.
- Постоянно и своевременно проводиться социальная и правовая защита интересов несовершеннолетних воспитанников, в том числе право жить и воспитываться в семье, в соответствии с действующими законодательными, нормативно – правовыми актами Российской Федерации по защите прав ребенка.
- Сотрудники учреждения своевременно повышают свой профессиональный уровень.
- Здания дома ребенка приведены в соответствие с требованиями комплексной безопасности.
- Проведен текущий ремонт зданий, групповых помещений.
Основные задачи по совершенствованию деятельности домов ребенка остаются прежними:
- продолжить работу групп по оказанию ранней помощи детям с ОВЗ из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
- совершенствование комплексной медико-педагогической, реабилитационной и социальной помощи воспитанникам.
- защита прав детей раннего возраста, оставшихся без попечения родителей.