А Н А Л И З
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
«Краевой психоневрологический дом ребенка»
за 2021 – 2023 гг.
Анализ деятельности Учреждения основывается на характеристике использования всех ресурсов: кадровых, материальных, финансовых.
Дом ребенка государственное лечебно-профилактическое учреждение системы здравоохранения, предназначенное для оказания медицинской помощи с использованием современных технологий воспитания, психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с последующим устройством их в семьи (усыновление/удочерение, опека, приемная семья). Дом ребёнка занимает особое место в системе общественного воспитания детей раннего возраста. Являясь начальной ступенью системы воспитания, эти воспитательно – оздоровительно – реабилитационные учреждения призваны временно заменить детям семью и обеспечить своевременное всестороннее развитие детей. В доме ребёнка воспитываются дети от рождения до четырёх лет. Контингент детей, воспитывающихся в доме ребёнка, отличается определённой спецификой: чаще всего это дети, лишённые попечения родителей, с неблагоприятным социальным и биологическим анамнезом, с отягощённым генетическим фоном.
Цель деятельности ГКУЗ «КПДР» — начальный этап реабилитации социально незащищенных детей раннего возраста, в том числе детей-инвалидов, подготовка детей к интеграции их в семьи, учреждения образования и социальной защиты.
Основная задача деятельности Дома ребенка:
– содержание детей на основе полного государственного обеспечения;
– обеспечение защиты прав детей в период пребывания в доме ребенка;
- создание детям благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развития личности;
- обеспечение охраны и укрепления здоровья детей, медицинской помощи, комплексной медико-психологической и педагогической реабилитации, их социальной адаптации;
- поддержание и сохранение контактов с родителями (законными представителями), родственниками детей и иными гражданами.
- создание для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации условий, способствующих их всестороннему развитию, сохранению физического здоровья и психологического благополучия. Для достижения этой задачи учреждение выполняет следующие функции:
– Обеспечение содержания и круглосуточного ухода за детьми
– Обеспечение ранней и полной диагностики имеющихся у ребенка заболеваний, осуществление своевременного целенаправленного лечебно-реабилитационного процесса, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи
– Обеспечение диспансеризации и диспансерного наблюдения.
– Проведение общеоздоровительных и профилактических мероприятий, в том числе иммунопрофилактики.
– Осуществление воспитательной и образовательной деятельности
– Комплексная психолого-педагогическая и социальная реабилитация воспитанников
– Социальная и юридическая защита прав и интересов детей
– Деятельность по возвращению воспитанников родителям, работа с семьями воспитанников по профилактике уклонения от выполнения родительских обязанностей и поддержанию детско-родительских отношений
– Устройство воспитанников на семейные формы воспитания, в пределах компетенции учреждения.
– Оптимизация планово-финансовой и хозяйственной деятельности и развитие материально-технической базы
Государственное казенное учреждение здравоохранения «Краевой психоневрологический дом ребенка» создано в соответствии с Уставом, утвержденным распоряжением департамента имущественных отношений Приморского края от 29.03.2011 года № 270-р. ГКУЗ «КПДР № 1» переименован в ГКУЗ «КПДР» с 08.04.2011 года. Имеет 2 филиала на основании распоряжения администрации Приморского края от 22.12.2010 г. № 698-ра «О реорганизации государственного учреждения здравоохранения «Краевой психоневрологический дом ребенка № 1», распоряжения департамента имущественных отношений приморского края от 31.12.2010 г. № 630-ра «О реорганизации государственного учреждения здравоохранения «Краевой психоневрологический дом ребенка № 1» в форме присоединения к нему государственных учреждений здравоохранения «Краевой психоневрологический дом ребенка №2» и «Краевой психоневрологический дом ребенка № 3».
Филиал № 1 ГКУЗ «КПДР» расположен в городе Уссурийске по ул. Некрасова, 90 б рассчитан на 80 коек.
Филиал № 2 ГКУЗ «КПДР» расположен в городе Артеме по ул. Ленина, 3/1 и рассчитан на 110 коек.
ГКУЗ «КПДР» расположен в городе Владивостоке по ул. Окатовая, 46 и рассчитан на 80 коек.
Общее количество коек 270 всего проведено на койках 43897 койко-дня, что составило 95,64 %, среднегодовая койка составила 162 дня; оборот койки – 0,87; средняя длительность пребывания больного на койке – 186.
На 01.01.2024г. детей 105 в том числе, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – 16,1% (17детей), доля детей первого года жизни составляет 27,6 %, детей инвалидов 9,5 %.
Социальный состав воспитанников
2021
|
2022
|
2023
|
|
|
13/12,1 | 33/31,7 | 88/83,8 |
|
30/28,8 | 28/26,6 | |
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (абс.ч/%) | 94/87,8 | 71/68,3 | 17/16,1 |
Итого | 107 | 104 | 105 |
Количество детей поступивших от родителей в отчетном году увеличилось на 52,1% в сравнении с 2022г, это связано с тем, что большая часть детей поступила по акту полиции 61,7%. Количество детей поступивших от родителей по соглашению в 2023году уменьшилось в сравнении с 2022годом на 2 детей.
За прошедший год проведена большая работа по определению правового статуса воспитанников. Неблагополучные родители, уклоняющиеся от выполнения родительских обязанностей, в судебном порядке были лишены родительских прав(11), либо ограничены (3).
На вновь поступающих воспитанников составляется адаптационная программа, затем проводится диагностика физического и нервно-психического развития, полученные данные обсуждаются на медико-педагогической комиссии, составляется программа медико-педагогической реабилитации и социально-нравственного развития каждого ребенка, которая корректируется в сроки эпикриза.
Причины направления в дом ребенка ( абс.ч / %)
2021 | 2022 | 2023 | ||||
Абс.ч | % | Абс.ч | % | Абс.ч | % | |
|
6 | 3,2 | 7 | 3,0 | 2 | 0,8 |
|
0 | 0 | 2 | 0,9 | 12 | 5,1 |
|
2 | 1,0 | 3 | 1,2 | 3 | 1,2 |
|
45 | 24,5 | 57 | 24,7 | 65 | 27,6 |
|
10 | 5,4 | 4 | 1,7 | 7 | 2,9 |
|
0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0,4 |
|
0 | 0 | 2 | 0,9 | 0 | 0 |
|
119 | 65,0 | 156 | 67,5 | 145 | 61,7 |
|
0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
|
183 | 231 | 235 | |||
|
84 | 45,9 | 80 | 34,6 | 90 | 38,2 |
В 2023 году количество поступивших детей по сравнению с 2022годом, увеличилось на 4 детей. Значительную часть поступивших воспитанников составляют дети, имеющие родителей, но оставшиеся без их попечения по социальным причинам; что составило 89,3 % от общего числа поступивших детей. Количество детей первого года жизни составляет 38,2% из числа поступивших, что требует от сотрудников учреждения усиление работы по выхаживанию детей данной категории. Постоянно возрастает необходимость увеличения объема диагностической и реабилитационной помощи, оказанной на ранних этапах развития ребенка.
В ГКУЗ «Краевой психоневрологический дом ребенка» начиная с августа 2019 года на основании приказа департамента здравоохранения Приморского края от 19.06.2019 № 18/пр/609 «О создании службы ранней помощи на базе ГКУЗ «КПДР» оказывается услуга ранней помощи детям Приморского края, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, а также детям с особыми потребностями и их семьям, в филиале № 1 ГКУЗ «КПДР» расположенного в г. Уссурийск. Поступило по ранней помощи 13 детей.
В период с августа 2019 года по декабрь 2023 года была оказана услуга ранней помощи 45 детям. После окончания срока пребывания выбыли в биологические семьи, с положительной динамикой развития, специалистами дома ребенка даны рекомендации семьям.
В филиале № 1 созданы условия, обеспечивающие максимальный физический, эмоциональный комфорт, а также организованы бытовые условия, отвечающие потребностям ребенка с ограниченными возможностями здоровья, разработаны мероприятия по оказанию услуги ранней помощи, включающие:
-проведение диагностического обследования для выявления потребностей ребенка: состояние физического и психического здоровья, социальное развитие, ориентирование в быту, познавательные потребности, самообслуживание;
-оказание медицинской помощи по профилю: педиатрия, неврология, психиатрия, ЛФК, массаж, физиолечение;
-разработка индивидуального образовательного маршрута развития ребенка, получающего услугу ранней помощи;
-разработка индивидуального плана физкультурно-оздоровительных мероприятий;
Организованы индивидуальные консультации для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, опекунов на темы:
- «Психологическая поддержка родителей, воспитывающих ребенка-инвалида».
- «Помощь семье и ребенку с особыми потребностями в адаптации к окружающему».
- «Примите ребенка таким, какой он есть».
- Социальная помощь матерям для своевременного возврата в биологическую семью детей, помещенных в учреждение в связи с трудной жизненной ситуацией: содействие в получении юридической помощи, оформлении документов; взаимодействие с Приморской общественной организацией «Живая Надежда» для организации временного проживания матерей с детьми, не имеющих собственного жилья, по окончании срока нахождения ребенка в учреждении.
За отчетный период 53 сотрудника учреждения прошли обучение в области ранней помощи детям и их семьям по темам:
Совершенствование профессиональных компетенций учителя – дефектолога образовательной организации в условиях реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Деятельность педагога в сфере социальной адаптации детей с ОВЗ.
Воспитатель в дошкольном образовании: инклюзивное образование детей с ОВЗ в ДОО согласно ФГОС ДО.
Организация образовательной деятельности детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО.
В 2021-2023гг педагог – психолог прошла курсы повышения квалификации по программам: прошла обучение в ООО «Федерация развития образования» образовательная платформа «Цифровая экосистема РФ» по программе дополнительного профессионального образования «Педагогические компетенции дошкольного образования и важнейшие мероприятия Минпросвещения РФ в 2022/2023гг», в объеме 144 ч.
Приняла участие в работе научно-практической конференции «Ранняя помощь в Российской Федерации: вчера, сегодня, завтра», Санкт-Петербургский институт ранней помощи.
«Детская патопсихология. Коррекционно-педагогическое сопровождение детей с синдромом дефицита внимания, с гиперактивностью».
«Педагогические компетенции дошкольного образования и важнейшие мероприятия Минпросвещения РФ в 2022/2023уч.году». ООО «Федерация развития образования» образовательная платформа «Цифровая экосистема РФ», 144ч.
Распределение по социальным группам детей, выбывших ( абс.ч. и /%)
2021 | 2022 | 2023 | ||||
Абс.ч | % | Абс.ч | % | Абс.ч | % | |
Передано в биологическую семью | 87 | 44,8 | 137 | 58,5 | 152 | 64,9 |
Передано на усыновление | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Российское усыновление | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
В т.ч. на межгосударственное | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Передано под опеку | 83 | 42,8 | 62 | 26,5 | 63 | 26,9 |
Приемная семья | 4 | 2,1 | 3 | 1,3 | 0 | 0 |
Передано в учреждения образования | 17 | 8,7 | 15 | 6,4 | 15 | 6,4 |
Передано в организацию социальной защиты | 3 | 1,5 | 15 | 6,4 | 3 | 1,2 |
репатриация | 0 | 0 | 2 | 0,9 | 1 | 0,4 |
Всего выбыло | 194 | 234 | 234 |
Приоритетной формой определения детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является семья. Обретение ребенком-сиротой семьи
(биологической или приемной) – одна из основных задач персонала дома ребенка и работников органов опеки и попечительства. Проводимая работа с биологическими родителями, позволила вернуть в семьи 152 ребенка в 2023 году, показатель больше на 15 по сравнению с 2022 годом (137 детей).
По–прежнему, кандидатами в усыновители предпочтение отдаётся установлению опеки ( приемная семья) на возмездной основе (63 ребенка), это 26,9 % от всех выбывших детей.
В 2023 году возврат в семью 2 ребенка инвалида, оформлена опека 3 детям с инвалидностью.
В 2022 году один ребенок инвалид (с-м Дауна) оформлен под опеку, четверо детей инвалидов возврат в семьи.
В 2021 году в российские семьи оформлено под опеку 6 детей с аномалиями и пороками развития (синдром Дауна, ВПР костной системы, ДЦП, эмбриофетопатия). Два ребенка инвалида возвращены в кровные семьи.
С целью развития семейных форм устройства детей-сирот, формирования положительного общественного мнения к «усыновлению без тайны» активно привлекаются средства массовой информации: рубрики в газетах города, участие в телепередачах. Учреждение участвует в пилотном проекте «Профилактика социального сиротства среди детей до 4-х лет»
За отчетный период 2023года совместно с Фондом «Измени одну жизнь» была проведена видеосъемка 2-х воспитанников, оставшихся без попечения родителей, для устройства в замещающие семьи.
В 2022 году совместно с управлением по опеке и попечительству и представителем благотворительного фонда «Измени одну Жизнь», проведена видеосъемка 6 воспитанников, совместно с редакцией Телемикс рубрика
«Будем вместе» был показан сюжет о двух воспитанниках учреждения. Снято три сюжета для БФ «Измени одну жизнь».
В 2021 году представителем благотворительного фонда «Измени одну Жизнь», проведена видеосъемка 12 воспитанников, из них 3 ребенка с ОВЗ, в целях устройства детей в замещающие семьи; в рубрике «Будем вместе» в передаче « Телемикс» размещена информация о 2 воспитанниках.
Администрацией дома ребенка проводится работа по восстановлению родителей в родительских правах несовершеннолетних воспитанников (ст. 72 СК РФ). За 2021-2023гг, восстановлены в родительских правах одна семья (в 2020г – восемь семей); (ст. 73 СК РФ). Специалистами дома ребенка проводится работа по профилактике отказа от детей. Родители несовершеннолетних воспитанников приглашаются на беседы и консультации, на которых им разъясняются права и обязанности в отношении малолетних детей (ст. ст.64 СК РФ – 75 СК РФ). Гражданам, желающим принять детей на воспитание в свои семьи, оказывались консультативные услуги. Консультации и беседы проводятся заместителями главного врача по работе в филиале, врачами – педиатрами, педагогом – психологом, специалистами по социальной работе. Кроме того, по телефону проводятся консультации с родителями, которые временно поместили детей в Учреждение.
Если беседы и консультации не дают должного результата, то для определения правового статуса несовершеннолетним воспитанникам дома ребенка в отношении их родителей, совместно с ТО ОП по Приморскому краю, КДН, ПДН, службами социальной защиты населения, подаются документы на лишение и ограничение в родительских правах.
Многие родители навещают своих детей, привозят предметы личной гигиены, памперсы, игрушки и сладости.
Проводимая работа с биологическими родителями, позволила вернуть в семью 152 ребенка, это на 15 детей больше чем в 2022году. В отношении родителей, которые не забрали своих детей в срок, указанный в соглашении, администрацией дома ребенка составляется Акт об оставлении ребенка в учреждении, и подаются исковые заявления в суд на лишение родительских прав. В доме ребенка введены и укомплектованы должности специалистов по социальной работе. В рамках медико – социального патронажа в доме ребенка осуществляется социально-диагностическая работа и организационные мероприятия, включающие переписку по розыску родителей,
переписку с осужденными родителями, оформление документации на детей, передаваемых в семьи, оформление пенсионных документов воспитанников, участие в заседаниях судов, работа по защите прав детей, проведение разъяснительной работы с сотрудниками учреждения по вопросам охраны прав и интересов воспитанников и пр. В своей работе специалисты по социальной работе руководствуются законами РФ, семейным кодексом и регламентирующими приказами отраслевых Министерств.
Информация по результатам диспансеризации
2021 | 2022 | 2023 | |
Подлежало осмотру детей всего
|
111 | 120 | 101 |
Осмотрено детей всего
|
111 | 120 | 101 |
Из них пролечено в условиях детского учреждения
|
111 | 120 | 101 |
Пролечено в муниципальной поликлинике
|
– | 16 | 13 |
Пролечено в муниципальной больнице
|
1 | – | 2 |
Пролечено в краевом лечебном учреждении
|
25 | 26 | 21 |
Пролечено в стационаре Федерального уровня
|
2 | 5 | 1 |
Дополнительно обследовано всего
|
97 | 79 | 77 |
В том числе
-в муниципальном лечебном учреждении |
45 | 33 | 46 |
-в краевом лечебном учреждении | 52 | 46 | 30 |
– в Федеральном лечебном учреждении
|
2 | 1 | 1 |
Выполнена индивидуальная программа реабилитации
детям инвалидам: в полном объеме
|
13 | 9 | 10 |
По итогам диспансеризации в 2023году
Первое место – Болезни нервной системы и Задержка психо – речевого развития 52,2%.
Второе место – Болезни костно-мышечной системы -18,3%.
Третье место – Болезни системы кровообращения -17,4%. Диспансеризация воспитанников домов ребенка осуществляется ежегодно, дети осматриваются узкими специалистами, по показаниям с диагностической и лечебной целью используются дополнительные методы исследования: ЭЭГ, УЗИ внутренних органов, нейросонография, параклинические методы исследований (приказ Министерства Здравоохранения РФ от 15.02.2013 № 72н). Нуждающиеся в высокотехнологичной медицинской помощи, получают ее в краевых лечебных учреждениях, и в медицинских центрах Федерального уровня.
Дети дома ребенка имеют высокую частоту встречаемости заболеваний, связанных с неблагоприятным течением перинатального периода развития. Вновь поступающие дети – из группы ЧБД, со сниженным иммунным статусом. Большинство воспитанников дома ребенка имеют последствия перинатального поражения ЦНС. Клиника перинатального поражения мозга проявляется различными неврологическими симптомами. Последствия перинатальных поражений ЦНС проявляется в виде задержки психомоторного развития. У большинства воспитанников дома ребенка диагностировалась комплексная задержка НПР, с приоритетным отставанием развития активной и понимаемой речи.
В доме ребенка ежегодно разрабатываются программы снижения заболеваемости воспитанников, которые включают индивидуальное оздоровление, использование адаптогенов, закаливающих процедур, элементов ЛФК, вибрационного массажа, лечение фоновых заболеваний, своевременное клинико-лабораторное обследование каждого ребенка. Вновь поступившие дети – из социопатических семей (отягощённый акушерский анамнез, злоупотребление алкоголем, курением, наркозависимость). Генетический «груз» и социальная отягощенность, болезни и вредные привычки родителей, не желанность рождения многих из воспитанников создают неблагоприятную среду для здоровья этих детей еще до рождения. Большинство из них имеют врожденные пороки развития, тяжелую патологию нервной системы, ослабленный иммунитет, отставание в физическом и, особенно, в психическом развитии. Они часто и тяжело болеют, что приводит к хронизации болезненных процессов и высокому уровню инвалидизации.
К моменту поступления в дом ребенка все дети имеют патологические состояния и различные хронические заболевания.
В домах ребенка внедрены индивидуальные программы медико-педагогической реабилитации воспитанников, в том числе и детей-инвалидов. Используются современные медико-педагогические технологии восстановительного лечения и реабилитации:
– фармакотерапия (витаминотерапия, орошение носоглотки асептическими растворами, кислородотерапия и пр.; физиотерапия, в т.ч. светолечение
«Биоптроном», электрофорез по А.Ю Ратнеру: массаж, ЛФК, занятия на мяче Бобота; пассивная и активная кинезотерапия; релаксирующие занятия в помещении с элементами «сенсорной комнаты»; психологопедагогическая коррекция, в т.ч. кондуктивная терапия; педагогические методы реабилитации: раннее сенсорное развитие по Д.К.Монтессори, принципы валеологии, программы «Кроха», «Радуга» и др. Развивающая среда приоритетно построена к среде комфорта – домашней среде, обеспечивающая безопасность, привитие навыков здорового образа жизни.
Для коррекции эмоционально-волевой сферы специалистами учреждений используются различные способы формирования позитивных социальных отношений между ребенком и взрослым.
За отчетный период в рамках обучения персонала дома ребенка навыкам эффективной коммуникации были проведены следующие мероприятия: тестирование сотрудников дома ребенка по теме: «Определение стресса по А. Пахомову».
– групповые занятия с сотрудниками по теме «Владей собой»;
Тренинг с сотрудниками по теме «Профилактика стресса и эмоционального выгорания у работников учреждения».
В 2021-2023 гг педагоги – психологи прошла курсы повышения квалификации по программам: «Детская патопсихология. Коррекционно-педагогическое сопровождение детей с синдромом дефицита внимания, с гиперактивностью». «Педагогические компетенции дошкольного образования и важнейшие мероприятия Минпросвещения РФ в 2022/2023уч.году». ООО «Федерация развития образования» образовательная платформа «Цифровая экосистема РФ», 144ч. Приняла участие в работе научно-практической конференции «Ранняя помощь в Российской Федерации: вчера, сегодня, завтра», Санкт-Петербургский институт ранней помощи. В 2023 году педагоги – психологи активно развивали методическую работу:
– 21.04.2023 курсы повышения квалификации по программе «Основы работы по реализации права ребёнка жить и воспитываться в семье», АНО ДПО «Институт развития семейного устройства» (72 ч.)
– 24.05.2023 курсы повышения квалификации по программе «Основы АВА – терапии. Базовый курс для начинающих», в АНО «Институт прикладного анализа поведения и психолого-социальных технологий» (72 ч).
– 27.06.2023 участие в вебинаре «Анатомия конфликта», ООО «Инфоурок» г. Смоленск (2 ч.)
– 9-10.10.2023 участие в научно-практической конференции «Ранняя помощь в Российской Федерации: вчера, сегодня, завтра», Институт ранней помощи г. Санкт-Петербург.
– 20.11.2023-04.12.2023 обучение по программе «Система ранней комплексной помощи детям с ОВЗ и их родителям» (72ч) г. Москва «Международный центр образования и социально – гуманитарных исследований».
Работа по оздоровлению воспитанников состоит из проведения комплекса обязательных мероприятий, которые можно подразделить на три этапа: диспансеризация, восстановительные мероприятия, оценка эффективности проведенных мероприятий.
Диспансеризация сводится к комплексному обследованию воспитанников учреждения, оценки их состояния и составлению конкретного плана оздоровительных мероприятий. Восстановительная терапия и оздоровительные мероприятия заключаются в следующем: щадящий режим (при условии, что ребенок не справляется с возрастным режимом), полноценное питание (под контролем расчета пищевых ингредиентов), физическое воспитание и закаливание, правильные педагогические воздействия, медикаментозная терапия.
Восстановительное лечение, как часть комплексной реабилитации включает в себя медикаментозную терапию, лечебную физкультуру, физиотерапию и водные процедуры. Главным условием успешности медикаментозной терапии является ее раннее начало, систематическое проведение и сочетание медикаментозной терапии с адекватными коррекционно-педагогическими мероприятиями. Большинство детей дома ребенка имеют неврологические отклонения, обусловленные врожденными дефектами, перинатальным поражением ЦНС и педагогической запущенностью. В ведении таких детей принимают участие педиатр, невролог, учитель-дефектолог, педагог-психолог.
В качестве оздоровительных мероприятий используются элементы закаливания, прогулки на свежем воздухе, витаминотерапия, регулярно назначаются поливитамины с микроэлементами. Все дети в питании получают йодированную соль, проводится витаминизация пищи. Для детей первого года
жизни тщательно подбирается питательная смесь. Как правило, это адаптированные молочные смеси. Дети с проявлениями атопического дерматита, недоношенные, маловесные получают гипоаллергенные, антирефлюксные, кисло-молочные смеси. Немаловажное значение имеет работа по профилактике рахита, анемии. Профилактика рахита проводится витамином Д3 (аквадетрим) всем детям в течение года. Профилактику железодефицитной анемии осуществляем детям из групп риска препаратами железа. Медицинская реабилитация также заключается в следующих мероприятиях: санация хронических очагов инфекции, дегельминтизация весной и осенью, массаж с элементами лечебной физкультуры. После перенесенных острых заболеваний воспитанники получают курсы неспецифической иммунокоррекции,
комплексное применение бактериофагов и пробиотиков, ферментных препаратов и энтеросорбентов. Составляются индивидуальные программы реабилитации
реконвалесцентов пневмонии, ЧБД, анемии, гипотрофии, хронического гепатита, пиелонефрита, ППЦНС, детей-инвалидов. Индивидуальные программы реабилитации детей с последствиями ППЦНС включают коррекцию двигательных, сенсорных (слуховых, зрительных), речевых и поведенческих расстройств.
Современная концепция реабилитации предусматривает интегративный подход к ребенку, основной целью реабилитации является развитие всех систем и функций растущего организма ребенка, предупреждение задержек в его росте и развитии. Поэтому под реабилитацией принято понимать систему медицинских, педагогических, психологических, социально-экономических и других мероприятий, направленных на ликвидацию или коррекцию патологических изменений, нарушающих ход нормального развития детского организма и на максимально полную и раннюю социальную адаптацию ребенка, формирование у него положительного отношения к жизни, обществу, семье, обучению. Оценка результативности организационных мероприятий, лечебно-профилактической и психолого-педагогической работы с детьми в условиях специализированного дома ребенка, чрезвычайно сложна, из-за меняющегося состава детей (постоянного поступления новых и выпиской/усыновлением и переводом в учреждение социальной опеки и образования по возрасту). Так что, в данной ситуации говорить о положительном эффекте пребывания ребенка в доме ребенка можно даже при минимальных позитивных сдвигах. Оценка результативности всего комплекса медико-психолого-педагогической деятельности специализированного дома ребенка осуществляется по ряду показателей: характеру сопротивляемости инфекциям (прежде всего – частоте острых заболеваний верхних дыхательных путей и кишечных инфекций); динамики таких патологических состояний, как болезни крови и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм, расстройство питания и обмена веществ, выраженности длительно текущих фоновых состояний – гипотрофия и анемии; положительным сдвигам в уровнях нервно-психического и умственного развития; изменениям в принадлежности к той или иной группе здоровья; частоте усыновления воспитанников дома ребенка.
Анализ педагогической реабилитации (абс.ч./ %)
2021 | 2022 | 2023 | ||||
абс | % | абс | % | абс | % | |
Всего охвачено | 107 | 100 | 104 | 100 | 105 | 100 |
Достигли возрастного уровня | 9 | 8.4 | 6 | 5,8 | 5 | 4,7 |
Значительно улучшили показатели | 32 | 29.9 | 31 | 29,8 | 45 | 42,8 |
Улучшили | 59 | 55.1 | 62 | 60,6 | 50 | 47,6 |
Остались на прежнем уровне | 7 | 6.5 | 5 | 4,8 | 5 | 4,7 |
Снизили показатели | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Анализ демонстрирует эффективность проводимой педагогической реабилитации в доме ребенка. Так количество детей 2023 году достигших возрастного уровня составляет 4,7%, это на 1 ребенка меньше в сравнение с 2022 годом, и на 4 меньше в сравнении с 2021 годом. Значительно улучшили свои показатели 45 воспитанников, это больше на 13% в сравнении с 2022 годом. В процессе осуществления обучения и воспитания воспитанников дома ребенка используются в достаточном объеме игры, развивающие речевую активность, внимание и слуховое восприятие, мышление, речевое дыхание; социальные игры, сенсорные развивающие игры, формирующие двигательную активность и др. Разнообразен материал, из которого изготовлены пособия (дерево, пластмасса, резина, ткани различной фактуры). Пособия соответствуют возрасту детей, удобны для использования, соответствуют эстетическим и гигиеническим требованиям, а также требованиям безопасности для игрушек, используемых детьми раннего возраста.
Педагогический коллектив дома ребенка изучает и внедряет в свою работу современные технологии воспитания и развития воспитанников. Успешно используются и дают положительный результат следующие технологии:
1.проектный метод;
2.метод моделирования во всех видах коррекционно-педагогической работы;
3.артпедагогика нового времени;
- интегративные, комплексные занятия педагогики нового времени;
Эффективность методов коррекционно – дефектологического
Воздействия
Владивосток | Артем | Уссурийск | Итого | |||||
абс | % | абс | % | абс | % | абс | % | |
Всего охвачено | 38 | 100 | 38 | 100 | 29 | 100 | 105 | 100 |
Достигли возрастного уровня | 2 | 5,2 | 2 | 5,2 | 0 | 0 | 4 | 3,8 |
Значительно улучшили показатели | 19 | 50 | 9 | 23,6 | 19 | 65,5 | 47 | 44,7 |
Улучшили | 17 | 44,7 | 22 | 57,8 | 10 | 34,4 | 49 | 46,6 |
Остались на прежнем уровне | 0 | 0 | 5 | 13,1 | 0 | 0 | 5 | 4,7 |
Снизили показатели | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Эффективность коррекционно-дефектологической работы обеспечивается систематическим и ранним ее осуществлением с учетом дифференцированного подхода в зависимости от структуры нарушения, а также тесным сотрудничеством специалистов учреждения. В результате проведенной работы учителями–дефектологами уровень развития детей улучшается, правильно формируются навыки в результате целенаправленных воспитательных, обучающих и коррекционных воздействий. Проведенный анализ показывает, что осуществленная за истекший период времени работа сотрудников дома ребенка многогранна, направлена на улучшение здоровья, профилактику соматических заболеваний, реабилитацию детей с органическим и функциональным поражением центральной нервной системы, улучшению умственного развития детей.
Повышение профессионального уровня учителя – дефектологи осуществляют постоянно в течение года с использованием ресурсов интернета, изучения периодической и специальной литературы, обучение на курсах повышения квалификации проходят один раз в 3 года.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА
Основная цель работы педагога-психолога в доме ребёнка — это психологическое сопровождение и развитие социализации детей, обеспечение психологического благополучия всех участников воспитательного процесса, а так же оказание психологической поддержки родителям воспитанников.
Задачи профессиональной деятельности в работе педагога-психолога:
- Проведение психолого-педагогической диагностики для раннего выявления различного рода проблем у несовершеннолетних детей, определение причин их возникновения и поиск наиболее эффективных способов их профилактики и преодоления.
- Осуществление в разнообразных формах индивидуального сопровождения развития ребенка раннего возраста, направленного на преодоление проблем, возникающих в эмоционально-волевой, социальной и познавательной сферах; сохранение психического здоровья несовершеннолетних.
- Обеспечение преемственности в процессе сопровождения ребенка.
- Проведение просветительской деятельности педагогом-психологом с сотрудниками учреждения, разработка наглядного раздаточного материала.
- Проведение психологических тренингов и иной работы с сотрудниками, для создания эмоционально благоприятного климата внутри коллектива.
- Оказание психологической поддержки и консультирующей помощи для родителей несовершеннолетних, находящихся в ГКУЗ «КПДР». в учреждении.
Можно выделить четыре основных направления работы педагога-психолога в ГКУЗ «КПДР»: психодианостическое, коррекционно-развивающее, консультирующее, научно-методическое.
Организуя психодиагностическую работы, проводится анализ в рамках которого подбираются методики, соответствующие поставленным целям, задачам планируемой работы, возрасту ребёнка.
Коррекционно-развивающая деятельность заключается в активном воздействии на процесс формирования личности воспитанников, сохранение их индивидуальности, развитие творческих, способностей, осуществляемое на основе совместной деятельности. Реализация этой деятельности начинается с запроса, который поступает от воспитателей, администрации или врачей-педиатров. После чего наблюдая за ребёнком, формулируется проблема, а затем проводится психологическая диагностика. На основании проведенной психодиагностики составляется план работы с данным ребёнком.
В своей работе специалист придерживается нескольких направлений, которые позволяют снизить уровень напряжения и тревожности у детей, диагностировать причину стрессового состояния ребенка и стабилизировать его эмоциональное состояние:
Песочная терапия – способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне.
Музыкотерапия – использование музыки для: расслабления и успокоения, активизации эмоциональной сферы, коррекции эмоционального состояния.
Телесная терапия – методы работы с телом, целью которых является улучшение телесного и душевного самочувствия.
Арт-терапия – рисуночная терапия (изотерапия), основанная на изобразительном искусстве.
Сенсорная интеграционная терапия – комплекс терапевтических мероприятий, направленных на развитие всех органов чувств ребенка.
Взаимодействие с педагогами и родителями позволяет достичь объективных улучшений в развитии ребенка. Проведение профилактической работы с сотрудниками, педагогами учреждения, позволяет снизить уровень профессионального выгорания и минимизировать конфликтные ситуации в рабочее время. Оказание консультативной помощи родителям, позволяет укрепить привязанность, доверительный контакт, снизить уровень напряжения в детско-родительских взаимоотношениях.
Целью научно-методической работы является анализ и планирование деятельности, прохождение курсов повышения квалификации, анализ научной и практической литературы для подбора инструментария, разработка развивающих занятий; участие в научно-практических семинарах, конференциях; посещение совещаний, методических объединений и др.
Индивидуальная психолого-диагностическая работа
За 2023 год проведена индивидуальная диагностика всех воспитанников дома ребенка на начало и конец года по показателям:
– Оценка эмоционального состояния;
– Оценка детско-родительских отношений;
– Диагностика мелкой и двигательной моторики;
– Диагностика развития познавательной сферы;
– Диагностика межличностных отношений и коммуникативных навыков.
По результатам обследования всем детям был составлен индивидуальный план коррекционно-развивающих занятий. После окончания пребывания ребенка в учреждении и он был возвращен в семью, родителям были даны психолого-педагогические рекомендации по дальнейшему развитию ребенка.
Дети-инвалиды обеспечены набором социальных услуг. В учреждении дети-инвалиды находятся вместе со здоровыми детьми, не ограничены в движении, и в общении. Создана доступная среда жизнедеятельности для детей с ограниченными возможностями. В комплекс лечебно-реабилитационных мероприятий входят индивидуальные занятия по развитию мелкой моторики, навыков общения, личной гигиены, приема пищи, а также различные физиотерапевтические процедуры – массаж, светолечение, ингаляции, лазеротерапия, кислородные коктейли.
Для детей, способных передвигаться, имеется оборудование для стимуляции ходьбы: ходунки, лестница, велосипед, машины. Для детей, не способных передвигаться – манеж, стулья для кормления, качели, коляски. Проводимые методы реабилитации привели к положительным результатам.
Комплексный подход к реабилитации детей-инвалидов с использованием современных технологий восстановительного лечения и реабилитации позволяет добиться существенного улучшения качества здоровья и жизни детей с ограниченными возможностями: увеличивается объем движений, улучшается мелкая моторика, расширяется объем когнитивных возможностей, активнее
формируются и становятся более устойчивыми социально-бытовые навыки. Конечной целью реабилитации инвалидов на сегодняшний день признана их социальная интеграция.
Так как, в структуре деятельности дома ребенка 50-70% всего объема работы занимает медицинская реабилитация, то создание условий для проведения восстановительного лечения, организации комплексной медико-психолого-педагогической реабилитации, позволяет решать вопросы укрепления здоровья детей, их социальной адаптации. А это в свою очередь дает возможность решать вопрос об обретении ребенком семьи, что является главной целью всей деятельности дома ребенка. Такой подход к реабилитационному процессу в доме ребенка позволяет увеличивать число детей с ограниченными возможностями здоровья, поступающих из дома ребенка в семью.
В Учреждение создана доступная среда жизнедеятельности для детей инвалидов: полноценное питание, согласно их физиологическим потребностям; обеспечение
средствами личной гигиены; мягким инвентарем; при необходимости ортопедической обувью. Для реабилитации двигательной активности используются тренажеры, батуты, сухой бассейн, велосипеды, для прогулок коляски, инвалидные кресла, ходунки. Для детей не способных к передвижению – манеж, опоры для сиденья, стулья для кормления, качели, на прогулках – коляски. Для развития мелкой моторики и манипуляторной активности рук имеются конструкторы, игрушки. Для психологической разгрузки детей в доме ребенка оборудованы сенсорные комнаты с набором необходимого оборудования.
Питание в доме ребенка организовано на физиологический возраст. Используются адаптированные молочные смеси; с 4-6 месяцев детям вводятся прикормы, в дальнейшем дети переводятся на протёртый стол. Анализ качества питания за отчетный период показал, что в доме ребенка набор продуктов питания для воспитанников разнообразен. В среднем калорийность дневного рациона не ниже нормативной. В рационе преобладают крупы, нормы по мясу корректируется диетической птицей, свежие овощи и фрукты при необходимости заменяются консервированной продукцией – соки, фруктовые и овощные пюре. При составлении рациона питания используется перспективное двухнедельное меню. Обеспечение продуктами централизованное. Рацион питания включает разнообразный ассортимент продуктов, шестикратный прием пищи. Ежедневно дети получают свежие фрукты и овощи, зелень, соки, витаминизированные компоты и кисели. Для воспитанников, страдающих хроническими заболеваниями, ослабленных детей, детей-инвалидов, предусмотрено дополнительное питание (мясное пюре, овощное, фруктовое, фруктово-творожное пюре) с учетом щадящего питания и усиленного за счет белков и витаминов. Список детей получающих дополнительное питание согласовывается на заседании комиссии по контролю, за организацией питания воспитанников.
Организация питания является неотъемлемой частью лечебного процесса и входит в число основных лечебных мероприятий. Осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.09.2017г № 1117; Постановлением Администрации Приморского края от 31.07.2017 № 310-па; рекомендаций ГУ НИИИ питания РАМН «Рекомендуемые наборы продуктов питания для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в домах ребёнка». Для целесообразного использования средств краевого бюджета в учреждениях функционируют советы по питанию, в обязанности которого входит не только контроль за организацией рационального питания, но и анализ динамики физического развития детей, контроль санитарно – эпидемического режима пищеблока, и качества готовой продукции.
Проанализировав показатели работы дома ребенка, можно сделать вывод:
- Учреждение осуществляет свою деятельность на основании имеющейся лицензии на медицинскую и образовательную деятельность.
- С целью антитеррористической безопасности обеспечена круглосуточная охрана учреждения охранным агентством, установлены камеры внутреннего и наружного видеонаблюдения.
- Учреждение оказывает услугу по ранней помощи семьям имеющих детей с ОВЗ, находящихся в трудной жизненной ситуации.
- Учреждение участвует в пилотном проекте «Профилактика социального сиротства среди детей до 4-х лет» (0-4).
- Постоянно и своевременно проводиться социальная и правовая защита интересов несовершеннолетних воспитанников, в том числе право жить и воспитываться в семье, в соответствии с действующими законодательными, нормативно – правовыми актами Российской Федерации по защите прав ребенка.
- Сотрудники учреждения своевременно повышают свой профессиональный уровень.
- Здания дома ребенка приведены в соответствие с требованиями комплексной безопасности.
- Проведен текущий ремонт зданий, групповых помещений.
- Проводиться работа по улучшению имиджа и репутации учреждения, согласна плана мероприятий.
Основные задачи по совершенствованию деятельности Учреждения остаются прежними:
– продолжить работу по оказанию ранней помощи детям с ОВЗ из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
–совершенствование комплексной медико-педагогической, реабилитационной и социальной помощи воспитанникам.
– защита прав детей раннего возраста, оставшихся без попечения родителей.
– продолжить работу по улучшению имиджа и репутации Учреждения, в соответствии с планом мероприятий.
– продолжить работу по внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности.
– активно привлекать к сотрудничеству СО НКО, благотворительные фонды, волонтеров.
Главный врач В.А. Варнакова